Трансгуманизм.
Как не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых этических концепций. Не существует глобальной биоэтики, скорее есть разнообразие, региональных (локальных) моделей биоэтики: православная, католическая, американская, европейская, континентальная и т.д. Но это не значит, что не существует решения для поднятых в этом реферате этических проблем. Смысл биоэтики как особой разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики заключается в попытке обнаружить возможности диалога позиций граждан в ситуациях, спровоцированных современной медициной и биотехнологией. Практика биоэтики постепенно формирует язык публичного обсуждения жизненно важных проблем у людей, принципиально по-разному объясняющих, что истинно, а что ложно. Возникает необходимый процесс для правового государства процесс достижения согласия в различении добра и зла.
4. Разные ценности биоэтики.
Вопрос об этичности напрямую зависит от ценностей. На каких базовых ценностях должна строиться биоэтика? По словам О. Г. Дробницкого: «Ценности – это оптическая призма, через которую люди рассматривают окружающую действительность, чтобы определить ее значение для себя». Ценностное виденье объекта как полезного, вредного, хорошего или плохого – это значимость предмета для нас, должное в отличие от сущего [Л. В. Фесенкова, 1997].
О ценностях мы говорим, будто нечто является ценностью или, что нечто ценностью обладает. Первый случай дается как директива, как факт, мы не можем его проверить: «человек Вася является ценностью». Второй указывает на отношение зависимости и полезности: «человек Вася обладает ценностью», например как умелый сотрудник. Первые ценности С. Лем называет «автономными», а вторые «инструментальными» [C. Лем, 2004]. Измеримые инструментальные ценности, появляются там, где обнаруживаются цели. Тo, что является препятствием на пути к заданной цели, приобретает отрицательную ценность, а то, что помогает на нем удержаться – положительную. Многие инструментальные ценности можно переформулировать в автономные.
Автономные ценности – это продукты культуры, аксиомы, на которых держится фундамент науки и общества, и которые принимаются без доказательств. Ни одна математическая теория игры или что-то подобно объективное не может объяснить, какие именно ценности должны быть признанны в качестве приоритетных. Нельзя раз и навсегда логически определить, что такое Добро и Зло.
Сегодня в обсуждении биотехнологии выделилось два полярных лагеря. Первый – либеральный, который утверждает, что общество не должно и не в состоянии накладывать ограничения на развитие новых технологий. В этот лагерь входят исследователи, ученые, представители биокоммерции, которые хотят получить выгоды от свободного технологического развития. Второй лагерь – неоднородная группа, испытывающая моральную тревогу по поводу биотехнологии, которая состоит из людей с религиозными убеждениями, энвиронменталистов, верующих в святость природы, противников новых технологий и людей, которые обеспокоены возможностью евгеники. Эта группа предлагает запрет на целый рад новых технологий, от оплодотворения ин витро и исследовании стволовых клеток до трансгенных культур и клонирования человека [Ф. Фукуяма, 2004]. Условно этические позиции всех участников диалога можно разделить на три группы.
Религиозная позиция
Самые твердые основания для протестов против биотехнологии дает религия, неудивительно, что большая часть сопротивления всем новым технологиям исходит от людей с религиозными убеждениями. Они используют выражения «заигрывание с богом», «манипулирование жизнью», «творимая человеком эволюция». Метод осуждается, так как прямо противоречит христианскому взгляду на жизнь, как дар Божий, и ее нельзя рассматривать как химический продукт, подвергать химическим изменениям в целях получения экономической выгоды. Согласно традиции, общей для иудаизма, ислама и христианства, человек создан по образу Божию. Только человек среди животных обладает способностью к нравственному выбору, свободой воли и верой.