Трансгуманизм.
Современного человека все больше тяготит зависимость от неподконтрольных ему влияний: окружающей среды, времени, собственных психофизических данных. Болезни, старческая немощь, недостаточная выносливость, ограниченный объем памяти, не удовлетворяющие нас интеллектуальные и физические способности — все это начинает осознаваться как проблемы, допускающие и даже требующие технологических решений. Природа человека, таким образом, оказывается полигоном для самых разнообразных манипуляций и модификаций. Для тех, кто связывает будущее с проектами технологической модификации человека, традиционный гуманизм оказывается слишком узкой платформой: свою позицию они характеризуют как трансгуманизм. И пока что трудно судить, является ли трансгуманизм развитием, современной фазой гуманизма, или традиционный гуманизм с позиций трансгуманизма должен быть отброшен как нечто архаичное.
«Человек есть мера всех вещей»- сказал Протагор. Лишь в процессе развития общества познание начинает исключать антропоморфные факторы из характеристик предметов и отношений [Л.В.Фесенкова, 1997].
Современная мировоззренческая установка появилась в результате синтеза античных идеалов и европейского христианского средневековья, утвердилась в эпохи Ренессанса, Реформации и Просвещения и до сих пор доминирует в нашем сознании. Эта система ценностей в цивилизационном подходе связывается с техногенной цивилизацией. Утверждается идеал свободной личности, способной входить в разные группы, и только в этом типе культуры возникает идея суверенной личности и прав человека. [В.С. Степин, 1995]. Фундаментальные принципы биоэтики – автономности индивида, свободы воли и выбора, информированного согласия – не просто несут на себе отпечаток ценностей либерализма, но являются их выражением в конкретной области моральных решений и действий. Что в человеке обеспечивает его особенный статус, его «святость»? Для христиан ответ прост и легок: от Бога. Человек создан по образу Божию, а потому обладает некоторой Божественной святостью, что ставит людей на более высокий уровень уважения, нежели все остальные творения. Говоря словами Иоанна Павла Второго, это значит, «что человеческая личность не может служить только средством или орудием ни для вида, ни для общества; она имеет ценность сама по себе. Человек есть личность. Добродетелью своей бессмертной души человек обретает такое достоинство даже в своем теле». Но для не христианина, который не принимает допущения ,что человек создан по образу Божию, есть ли основания считать, что людям положен особый моральный статус? Наверное, наиболее знаменитая попытка создать философские основы для человеческого достоинства принадлежит Канту, который утверждал, что «Фактор икс» основан на способности человека к нравственному выбору. То есть, хотя люди различаются интеллектом, богатством, расой, полом, все они равно способны следовать или не следовать нравственному закону. Люди обладают достоинством, так как у них есть свободная воля. Именно существование свободы воли привело Канта к хорошо известному заключению, что люди всегда должны рассматриваться как цель, а не как средство. Очень трудно было бы людям, которые верят в материалистическую природу (в это число входит подавляющее большинство ученых-естественников), принять кантовское понятие человеческого достоинства. Причина в том, что это заставило бы принять их некоторый дуализм: существует параллельно царству природы некоторое царство свободы человека. [Ф. Фукуяма, 2004].
Почти все естественники утверждают: то, что мы считаем свободой воли, на самом деле иллюзия, и решения, которые принимает человек, можно проследить до материальных причин. Сам Кант не предложил никакого доказательства существования свободной воли; он говорит только, что она – необходимый постулат чистого практического рассуждения о природе и нравственности – а такой аргумент ученый - эмпирист вряд ли поймет.