Разработка системы управления качеством производства липидных косметических препаратов
При разработки системы управления качеством нами учитывались все этапы жизненного цикла липидных тоников. На этапе маркетинговых исследований был изучен рынок тоников. Установлено, что в оптовую и розничную сеть края поступает 49 наименований тоников, в том числе 18 % отечественного производства. Липидные тоники составляют лишь 7% продукции, что свидетельствует о необходимости выпуска импортозамещающих товаров. В процессе закупок сырья и вспомогательных материалов предприятие, как правило, оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Этими требованиями являются: оптимальное соотношение цены и качества, обязательность и пунктуальность при поставках, гарантированность доставки и т.д. Так, на пример, было установлено, что надежными поставщиками экологически чистых лекарственных трав на юге России являются совхоз «Васюринский» Краснодарского края и ООО «Медифарм» Кочубеевского района Ставропольского края.
На этапе научных разработок была создана рецептура тоников, доказана с помощью биологической модели ее эффективность, разработан пакет нормативной документации: технические условия и технологический регламент на конструирование липидных тоников из природного сырья. Были отработаны и проверены параметры технологического процесса. Установлено, что процесс получения тоников необходимо вести 20-30 минут при температуре 18-19 0С. На каждую технологическую операцию и все оборудование составлены и утверждены стандарты. Разработана программа учебы специалистов с целью освоения навыками и умением стабильного качественного проведения процессом производства.
Разработана программа мониторинга качества и оптимизированы методы контроля санитарной подготовки, качества сырья, полупродуктов и готового продукта. Заключительным этапом проверки предложен приемочный контроль, по результатам которого проводится стандартизация продукта. Определены условия фасовки и хранения, которые должны способствовать сохранению качества товара от отгрузки ее изготовителем до получения конкретным потребителем.
На этапе распределения и реализации продукции создана подсистема закупки липидных косметических средств оптовыми и розничными организациями. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. Разработаны методические указания качественного обслуживания населения при реализации продукции.
На этапе эксплуатации за качество отвечает потребитель. От того, насколько грамотно он будет использовать продукцию, зависит срок ее службы, поэтому на липидные тоники были разработаны подробные инструкции на применение товара самостоятельно и в сочетании с липосомальным кремом.
На стадии утилизации полимерных флаконов и туб после использования косметической продукции были рекомендованы методы их утилизации. Одновременно разработаны мероприятия по охране окружающей среды, внедрены стадии улавливания легколетучих продуктов, технология комплексной переработки лекарственного растительного сырья.
Но на этом не рекомендовано заканчивать деятельность организации. Она должна продолжать изучение потребности рынка липидных тоников, проводить маркетинговые исследования с последующей разработкой новой продукции. Так возникнет новый виток деятельности в области качества – от этапа маркетинга до этапа утилизации.
В основу разработанной системы легли два подхода: управленческий и технологический (Парций Я.Е., 2003). Первый подход базировался на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента. В широком смысле он охватил организационную структуру научно-производственного объединения, организационно-распорядительную документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества и удовлетворения требований потребителя. Второй - предусмотрел использование эффективных методов для оценки стабильности производственных процессов, обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции. Подсистемы его нами разработаны более подробно в виде программы мониторинга качества на производстве липидных косметических средств.