Биофизика. (шпаргалка к экзамену)
При возрастании положительного мембранного потенциала изменяются коэффициенты α и β. Этот механизм лежит в основе потенциалзависимого переноса натрия и калия во время формирования ПД.
Модель Ходжкина-Хаксли даёт хорошее согласие с опытными данными и может быть использована для моделирования электрических процессов в мембране.
58.
Молекулярные механизмы сопряжения окисления и фосфорилирования.
Сопряжение окисления и фосфорилирования – это механизм, благодаря которому происходит преобразование энергии электрохимического градиента в энергию химических связей АТФ.
Формирование трансмембранного градиента протонов обеспечивается работой электрон-транспортной цепи. Преобразование этого градиента протонов в энергию макроэргических связей АТФ обеспечивается работой АТФ-синтазного комплекса.
АТФ-синтазный комплекс состоит из трансмембранного комплекса F0, образующего канал в мембране, и комплекса F1, располагающегося вне мембраны. F1 состоит из нескольких субъединиц: 3α, 3β, γ, δ и ε. α и β субъединицы могут вращаться вокруг γ-субъединицы, δ и ε служат для прикрепления к комплексу F0.
Невозможность образования макроэргической связи обусловлена наличием избыточной электронной плотности на атомах кислорода фосфатных остатков. β-субъединица оттягивает электронную плотность от атома кислорода, а в процессе вращения комплекса происходит сближение фосфата и АДФ, что облегчает образование связи. Вращение комплекса обусловлено конформационными изменениями при протонировании АК остатков протонами, проходящими через канал комплекса F0. На каждые 2 проходящих протона синтезируется одна молекула АТФ. Суть работы АТФ-синтазного комплекса заключается в преодолении потенциального барьера реакции образования макроэргической связи АТФ.
59.
Молекулярные механизмы активного транспорта.
Основные особенности первично активного транспорта:
1. Осуществляется против концентрационного градиента.
2. Система первичного транспорта очень специфична.
3. Для его обеспечения необходима АТФ или другие источники энергии.
4. Обменивает один вид ионов на другой (К/Na насос).
5. Активный транспорт с помощью ионных насосов избирательно подавляется блокирующими агентами.
Механизм вторично активного транспорта заключается в переносе веществ через мембрану против концентрационного градиента, обеспечиваемом энергией, которая высвобождается при переносе другого вещества по градиенту. В отличие от первично активного транспорта, энергия для которого высвобождается при гидролизе АТФ.
Механизм работы K/Na-АТФазы.
Фермент состоит из двух субъединиц, закреплённых в мембране. Для закрепления необходимы фосфолипиды, при их отсутствии прекращается АТФазная активность фермента.
1. На первом этапе фермент расположен у внутренней стороны мембраны, где происходит его фосфорилирование и присоединение иона Na+. Происходит расщепление АТФ. Это приводит к изменению конформации белка и перемещению его к наружной стороне мембраны. Энергия для этого процесса берётся от расщепления АТФ.
2. Изменение приводит к тому, что новая конформация имеет низкое сродство к Na+ и высокое сродство к K+. При этом, на внешней стороне мембраны выделяется натрий и присоединяется калий. Это в свою очередь приводит к новому изменению конформации и возвращению K/Na-АТФазы к внутренней стороне мембраны.