Законы и нормативные акты, контролирующие работу с ЭСК в мире и России.
Важно подчеркнуть при этом, что общепринятой нормой стало обязательное этическое сопровождение всех такого рода экспериментов. В биомедицинских работах сегодня используется два основных механизма этического регулирования. Во-первых, процедура информированного согласия, которое перед началом исследования дает каждый испытуемый. Так, в статье 43 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" отмечается: "Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании".
Конечно, у современной демократических институтов есть самые разные недостатки, от лоббирования личных или денежных интересов, до пустого славословия, но очевидно, нет лучших альтернативных учреждений, которые могли бы учитывать разные мнения в обществе.
Выводы
Таким образом, была сделана попытка описать моральные и этические проблемы, которые обсуждаются вокруг темы стволовых клеток. Для культуры западного демократического общества наиболее острым оказался вопрос об источниках стволовых клеток. Это связано с неоднозначностью взглядов разных людей о границах человеческой личности, а также о моральном и социальном статусе тех живых существ, которые не признаются в качестве человеческих. Самые сильные столкновения происходят между религиозными людьми и материалистами, биологами и социологами. Безусловно, в ситуации современной глобализации и взаимопроникновения разных культур Земли ради мирных, конструктивных отношений, необходимо уважать позиции религиозных общин, понимать, что для буддиста вся живая природа является неприкосновенной святостью, а для христиан человек – замысел и творение Бога. Но такое же понимание нужно и со стороны веры, о том, что в построенном нами обществе религия не может играть определяющую роль, потому что социальный маятник веры в наш исторический период сдвинут в сторону эмпирики и фактов. С точки зрения ценностей общественной пользы, польза от исследований стволовых клеток может быть очень высокой. В особенности в сфере медицины. Человек, который считает, что ЭСК получается преступным методом или что человек вообще не вправе манипулировать своей природой, имеет полное право отказаться от использования на себе подобных технологий. С другой стороны, он не вправе из-за своих этических взглядов отказывать в лечении, а, может быть, и в выживании другому человеку. И самое интересное. В горячих спорах об этических проблемах источников ЭСК мало кто замечает, что этой самой этической проблемы уже и нет вовсе. Эмбриональные стволовые клетки человека оказались гораздо менее подходящими для лечения и исследований, чем стволовые клетки взрослого организма. В последнее время весь интерес и усилия исследователей сосредоточены на изучении пролиферации и дифференцировки именно взрослых стволовых клеток из костного мозга и кожи человека. Остается косвенно касающаяся стволовых клеток проблема репродуктивного клонирования. Но как раз эта тема не вызывает особых разногласий. Считается, что клонирование с целью создания ребенка необходимо запретить, пока не будут разработаны законы, четко и жестко определяющие все социальные моменты вокруг этой процедуры. Причины здесь и моральные, и практические, и они выходят за пределы озабоченности тем, что сейчас невозможно безопасно провести клонирование человека. Нравственные причины связаны с тем фактом, что клонирование – весьма неестественная форма размножения, которая установит столь же неестественные отношения между родителями и детьми [Ф. Фукуяма, 2004]. Клонированный ребенок будет и ребенком и близнецом того родителя, от которого взято ядро соматической клетки. Второму родителю придется воспитывать молодое «издание» своего супруга. И как будет этот родитель смотреть на клона, когда тот достигнет половой зрелости? Хотя и можно придумать не один трогательный сценарий, в котором клонирование можно оправдать, такие сценарии не составят достаточно сильного общественно интереса для оправдания практики, в целом вредной. Помимо этих есть еще много практических забот. Клонирование – начало новой серии технологий, которые могут привести к появлению младенцев по заказу, и появлению искусственных или естественных евгенических механизмов.