Вскармливание детей первого года жизни.
Правильное вскармливание обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие детей.
Материнское молоко является идеальной пищей для ребенка. Оно содержит все необходимые в количественном и качественном соотношении продукты: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, ферменты, гормоны, специфические и неспецифические вещества, убивающие микробов.
Недостаточное количество материнского молока восполняют коровьим, на основе которого приготовляют продукты детского питания. В грудном молоке количественное соотношение между белками, жирами и углеводами близко к 1 : 3 : 6, тогда как в коровьем - к 1 : 1 : 1. Такое соотношение обеспечивает лучшее переваривание и наиболее полное всасывание детским организмом грудного молока.
Основным углеводом женского молока является ß-лактоза. В отличие от α-лактозы коровьего молока она способствует развитию микрофлоры, оказывающей благотворное влияние на процессы пищеварения. Кроме того, в женском молоке содержатся такие важные для кроветворения элементы, как железо, медь, кобальт.
По сравнению с коровьим, женское молоко значительно богаче такими ферментами, как каталаза, липаза, амилаза. Это способствует быстрому и лучшему его усвоению, а содержащиеся в нем макрофаги, иммунные антитела, лизоцим повышают сопротивляемость детей к различным заболеваниям. Кроме того, при грудном вскармливании ребенок получает стерильное молоко, а контакт с матерью во время кормления способствует психическому развитию малыша.
При вскармливании грудного ребенка следует учитывать суточную потребность в молоке, которая зависит от массы тела, состояния здоровья и возрастных потребностей. Количество грудного молока на одно кормление:
Возраст, мес. |
Количество молока, мл |
1 |
90 - 100 |
2 |
120 - 130 |
3 |
150 - 175 |
От 3 до 6 |
180 - 200 |
От 6 до 12 |
200 |
Оптимальное время кормление определяется в зависимости от такого состояния ребенка, когда он уже достаточно проголодался и активно выражает беспокойство. Обычно кормление проводят в следующие часы: при 7-разовом кормлении - в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 ч, при 6-разовом - в 6, 9 ч 30 мин, 13 ч, 16 ч 30 мин, 20 ч, 23 ч 30 мин, при 5-разовом - в 6, 10, 14, 16 и 22 ч. Кормление в одни и те же часы создает ритмичность в деятельности пищеварительных желез и способствует рефлекторному отделению пищеварительных соков. Вместе с тем допустимы отклонения в пределах получаса или часа от установленного времени приема пиши.
При кормлении следует прикладывать ребенка то к одной, то к другой груди, обращая внимание на полное опорожнение. В случае недостаточности молока у матери впервые 2 - 3 мес. после каждого кормления грудью добавляют донорское молоко, которое предварительно стерилизуют и подогревают, молочные смеси.
Несмотря на то, что естественное вскармливание является наилучшим для детей грудного возраста, они уже с 1-го месяца жизни нуждаются в дополнительном введении в рацион питания витаминов, некоторых минеральных солей, органических кислот. С этой целью уже с месячного возраста в питание вводят соки, начиная с нескольких капель. Постепенно увеличивая количество сока, его доводят до 30 - 50 мл в сутки (в 2 - 3 приема) для детей первых шести месяцев, до 60 - 80 мл - от 6 мес. до 1 года. Не рекомендуется давать клубничный, земляничный и виноградный соки, так как они могут послужить причиной диатеза и усиленного брожения пищи в кишечнике.
В рацион ребенка 1,5 - 2 мес. можно включать фруктовые пюре, предназначенные для детского питания.
В качестве важного источника витаминов и микроэлементов необходимо постепенно вводить яичный желток. Вначале его вводят небольшими порциями, растирая с грудным молоком, но уже в 4 - 4,5 мес. с целью наименьшей аллергизации организма и профилактики вирусных заболеваний ребенку дают один желток куриного яйца, сваренного вкрутую.
В 5 мес. ребенок в состоянии усваивать новые виды пищи. Грудное молоко уже не может полностью удовлетворить потребности во всех питательных веществах, поэтому ребенок 4,5 - 5 мес. должен получать прикорм. Если своевременно не начать прикорм, то происходят задержка в росте и развитии, нарушение обмена веществ.