Расово-антропологическая школа
Антропология в переводе с латыни означает – наука о человеке.
С древних времен человека волновал вопрос: что такое человек.
Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний, совпадают с переломными этапами истории человеческого общества. Борьба между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Философ милетской школы Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.), стремился познать происхождение всего сущего с самого зарождения жизни. Он высказывал идеи о возникновении человека путем ряда превращений животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель Исократ (436— 338 гг. до н. э.).
Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические знания. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире.
Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых.
Первое использование термина “ Антропология ” приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой
Наконец, британский врач (живший, однако, во Франции) У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдвард не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения).
Уверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его "хранилища" - черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп.
Кстати, в основе современных антропологических методов были заложены труды известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60— 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.
Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.
В 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы.
Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены.
Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" - историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.
Примерно в тоже время, окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: "Происхождение видов", впервые опубликованное в 1859 году. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование.
Научные гипотезы Дарвина начали использовать для разработки социальных тем, которые в свою очередь, несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим главным постулатам и тезисам, объединяющим эти концепции в “школу”.
1) У эволюции "нет границ" (Дарвин), но если это так, то, следовательно, среди людей нынче тоже протекает процесс эволюции. Следовательно, внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них - самый высший.
2) Расы и антропологические группы неравноценны. Отсюда вытекает неравноценность (“превосходство”, “неполноценность”, “ущербность”), а также “опасность” соответствующих социальных и культурных творений.
3) Социальное поведение людей, и культура целиком или преимущественно определяются биологической наследственностью.
4) Смешения между расами или антропологическими группами вредны с точки зрения биологического, социального и культурного развития.
Все это, создавало подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества.
И в 1853, Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882), публикует книгу "О неравенстве человеческих рас", где он объединяет все выше сказанные постулаты и тезисы. В своих трудах он различает три «чистые» расы (белую, желтую и черную) и многочисленные «смешанные» типы. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает культурными специфическими способностями. Он пытается обосновать право господства белой (арийской) расы.
Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единственной культурной, творческой силой в истории. Именно она создала все великие цивилизации (инд., кит., египт., семитскую, Аннич. и совр. Европ.). Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которыми понимал французскую аристократию
. Гобино не дал точного описания характерных черт "арийцев", он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлинённость, то светлые, то тёмные или даже чёрные глаза (следует учесть, что он сам был француз с чёрными глазами).
Идеи Гобино не получили признания во Франции, но были восприняты в Германии.
Наиболее известным последователем Гобино в Германии был Хьюстон Стюарт Чемберлен. В своих работах противопоставлял германцев и евреев. Германцы виделись ему носителями величайших культурных достижений и спасителями человечества; евреев он представлял "нечистой расой" жадных, неразвитых иностранцев, живущей в сердце Европы, но по другим законам, чем соседи. И им предстояла жесткая борьба за превосходство. И вообще, вся человеческая история это борьба между расами. И германцам суждено уничтожить евреев. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание "чистоты" расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил "основы" теории рас и "евгеники" -"науке" о расовой чистоте и своеобразных методах "селекции" людей.
Если Чемберлен в основном оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Важе де Ляпуж (1854-1936) попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы при помощи «научных» обоснований. В их работах, основанных на ложном истолковании антропометрических данных(т.е основанных на измерении размеров человеческого тела), содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов — величиной так называнемого указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине).Важе де Ляпуж классифицировал человечество по типам головы. Долихоцефалы (длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или нордическую) расу, брахицефалы (короткоголовые) — низшие расы.
Эти личности сильно повлияли на Адольфа Гитлера. Гитлер верил в эти идеи; он говорил, что низшие расы, как евреи, имеют больше общего с обезьянами, чем с высшими человеческими расами. Генрих Гиммлер убеждал своих солдат выполнять свои кровавые приказы, "обесчеловечивая" евреев полностью. Он утверждал, что евреи не отличаются от блох или мышей - отвратительных низших форм жизни, заслуживающих уничтожения. Нацисты пытались убедить народ Германии в истинности своих утверждений, создавая пропагандистские фильмы, наглядно доказывающие расовую теорию.
Другой способ, которым нацисты делали расизм респектабельным, было его распространение, но не путем прямого насилия, а через деятельность различных государственных институтов. Гитлер постепенно внедрял расизм через "легитимные" законодательные акты своего правительства, важнейшими из которых были Нюренбергские законы 1935 года. Эти законы юридически отделяли евреев от христиан, а также впервые устанавливали, кого следует считать евреем, а кого - арийцем. В соответствии с законом, евреем считался тот, среди бабушек и дедушек которого было не менее трех евреев. Ариец не должен был иметь ни одного еврея в такой степени родства. А для того, чтобы стать членом элитных подразделений SS, нужно было доказать, что все предки вплоть до 1800 года (когда евреи получили большую свободу и возникла вероятность смешения с арийцами) были чистыми арийцами.
Что бы более подробно изучить проблему расизма следует обратиться к науке генетика.
Генетика (от греческого genesis, что значит происхождение) – это наука о наследственности и изменчивости живых организмов, обитающих на планете Земля. И так мы знаем что, с древних времен люди пытались классифицировать типы человеческого характера, распознать природные индивидуальные особенности, по физическим характеристикам человека, по его внешнему облику. Так что же в человеческом характере заложено изначально, а что формируется под влиянием среды, как взаимодействуют эти факторы в формировании тех или иных психологических функций.
Что такое ген?
Долгое время генетики не знали ответа на вопрос, что же собой представляет ген в действительности. Биолог Вильгельм Иогансен, первым предложивший этот термин, писал о нём так: "Ген - просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими". Долгое время ген был окутан покровом таинственности, и в СССР долгое время (с конца 30-х начало 60-х гг. ХХ в.) служил поводом для бесчисленных обвинений генетиков в "реакционных мистических воззрениях", "идеализме" и тому подобных грехах.
Первым учёным, приблизившим отвлечённое понятие гена к реальности, стал американец Томас Морган. Он решил выяснить: существует ли в клетках живых организмов что-то, похожее по своим свойствамна предполагаемые менделевские "зачатки". Вскоре его внимание остановилась на хромосомах. Хромосомы - это особые тельца в ядрах клеток. Во время деления клеток (митоза) они исполняют сложный "танец", сходятся и расходятся, в результате чего новые образовавшиеся клетки получаютв точности такой же набор хромосом, как и материнские.
Морган изучал хромосомы дрозофилы - маленькой мушки, легко разводимой в лаборатории. В скоре он заметил удивительную вещ. Размер и форма хромосом в клетках мушек были достаточно постоянны, и если они внезапно резко изменялись - облик самой мушки также обычно становился уродливым.
(Заметим, что такое скачкообразное и наследственное изменение облика (мутация), иногда не значительное, иногда более более существенное,как раз и создаёт почву для эволюции. Большинство мутаций вредно и даже смертельно для организмов. Немногие организмы, у котрорых произошли полезные мутации, биологи их называют "счастливыми уродцами".)
Морган пришёл к выводу.,что гены находятся в хромосомах. Множество опытныхданных подтверждало эту гипотизу. Новопрос о том, что же представляет собой ген, по - прежнему оставался не открытым.
В 1944 г. вышла в свет книга выдающегося физика Эрвина Шрёдингера "Что такое жизнь с точки зрения физика?". В ней он высказал любопытные идеи о вероятном строении гена, назвав его "апериодическим кристалом". По его мнению ген должен состоять из нескольких повторяющихся элементов, которыми, как азбукой Морзе, записана наследственность организма.
Долгое время, исходя из ключевой роли белков и живых организмов, биологии считали, что гены тоже, видимо, должны представлять собой особые белки. Но истина окпзалась на много сложнее.
В1953 году в международном научном журнале была напечатана статья биологов Джеймса Уотсона и Френсиса крика о строениидезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) - одного из веществ, постоянно присутствующих в хромосомах. Структура ДНК оказалась совершенно необычной!
Её молекулы имеют огромную по молекулярным масштабам длинну и состоят из двух нитей, сплетённых между собой в двойную спираль. Каждую из нитей можно сравнить с длинной нити бус. С нитками бус мы сравнивали и белки. У белков "бусинами" являются аминокислоты 20 различных типов. У ДНК - всего 4 типа "бусин", и зовуться они нуклиотидами. "Бусины" двух нитей двойной спирали ДНК связаны между собой и строго друг другу соотвецтвуют. Чтобы наглядно представить себе это, вообразим две рядом лежащие нитки бус. Напротив каждой красной бусины в одной цепи лежит, допустим, синяя бусина в другой. Напротив каждой зелёной - жёлтая. Точно также в ДНК напротив нуклеотида аденина находится тимин, напротив цитозина - гуанин.
Зачем это нужно? Просто напросто при таком правилепостроения двойной спирали каждая из цепей содержит свединия о строении другой. зная строение одной цепи, всегда можно восстановить другую. Получается две двойные спирали - точные копии их предшествинници. В технике часто встречаются процессы изготовления готовых изделий по шаблону, называемому матрицей, например отливка монет или медалей, типографского шрифта. По аналогии происходящее в живой клетке восстановление двойной спиралипо одной её цепи, как по матрице, также називают матричным синтезом.
Это свойство точно копировать себя с исходной матрицы имеет ключевое значение для жизни на Земле. Реакции матричного синтеза не известны в неживой природе. Без этих реакций живое утратило бы своё главное свойство - способность воспроизводить себя.
В нитях ДНК четырёх буквенной азбукой из "бусин" - нуклиотидовзаписяно строение всех белков живых организмов. Вся информация, касающаяся строения однго белка, занимает в ДНК небольшой участок. Этот участок и является геном. Из четырёх букв "алфавита ДНК" можно составить 64 трёхбуквенных "слова"- триплета. Словаря из 64 слов вполне хватает, чтобы записать названия 20 аминокислот, входящих в состав белков.
- Классические законы Менделя.
- Наследственность и изменчивость.
- ДНК как основа наследственности.
- Геном человека.