Правовая, нормативная и экономическая база
В настоящее время заканчивается работа по подготовке "Санитарных правил и норм при работе со свинцом".
При нарушении санитарных правил и норм госсанэпидслужбой принимаются меры по снижению воздействия выбросов вредных веществ и свинца, в частности, на состояние здоровья населения. Так, приостанавливались эксплуатация производства на Карабашском металлургическом заводе в 1992 г., Подольском аккумуляторном заводе в 1994 г., Саратовском заводе в 1994 г. и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" основными экономическими методами
, регулирующими сохранение окружающей среды, являются: кадастры природных ресурсов, экологические программы, платежи за загрязнение окружающей среды, лицензирование и экономическое стимулирование. Перечисленные экономические методы, составляющие экономический механизм природопользования, имеют различную степень практической реализации. В наибольшей мере разработана и успешно функционирует, начиная с 1991 г., система платежей за загрязнение окружающей среды.
Необходимо отметить, что в настоящее время в экономическом механизме природопользования отсутствуют специальные мероприятия, направленные на снижение свинцового загрязнения. Однако в системе общих экономических стимулов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды, присутствуют элементы, непосредственно направленные на снижение свинцового загрязнения. В основном они связаны с платежами за загрязнение окружающей среды.
Норматив платы представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба народному хозяйству, возмещающую затраты на компенсацию или ликвидацию вредного воздействия выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ, а также затраты на предотвращение указанного воздействия путем достижения предельно допустимого уровня выбросов (сбросов, отходов) и строительства природоохранных объектов.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
При сверхлимитном загрязнении окружающей среды размер платы повышается в 5 раз.
Особый порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу существует для передвижных источников. В основе его формирования -вид загрязняющего вещества, вид топлива, базовый норматив платы за выброс 1 т загрязняющего вещества и масса конкретного загрязняющего вещества, содержащегося в выхлопных газах технически исправного транспортного средства.
Одним из наиболее сложных вопросов является оценка размеров ущерба от загрязнения почв. В 1993 г. был утвержден порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. При расчете размеров ущерба используются показатели уровня загрязнения земель химическими веществами. Для свинца: 1 уровень (допустимый) < ПДК; 2 уровень (низкий) -от 1 до 3 ПДК; 3 уровень (средний) -от 3 до 5 ПДК; 4 уровень (высокий) -от 5 до 20 ПДК; 5 уровень (очень высокий) 20 ПДК. Величина ПДК для свинца в почвах, приведенная в данной методике, составляет по валовым формам 32 мг/кг, по подвижным формам -6 мг/кг почвы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации имеют право по этим вопросам принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным.