«Научно исследовательская работа»
Производители –
растения и некоторые бактерии, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии солнечного света.
Потребители –
животные, некоторые растения и бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами и использующие заключённую в них энергию (растительноядные животные, хищники, паразиты).
Разрушители –
грибы и некоторые бактерии, разрушающие органические вещества до неорганических, питающиеся трупами, растительными остатками.
Круговорот веществ и превращение энергии– необходимое условие существования любой экосистемы. Перенос веществ и энергии в цепях питания в экосистеме.
Устойчивость экосистем.
Зависимость устойчивости экосистем от числа обитающих в них видов и длины цепей питания: чем больше видов, цепей питания, тем устойчивее экосистема от круговорота веществ.
Искусственная экосистема –
созданная в результате деятельности человека. Примеры искусственных экосистем: парк, поле, сад, огород.
Отличия искусственной экосистемы от естественной:
- небольшое число видов (например, пшеница и некоторые виды сорных растений на пшеничном поле и связанные с ними животные);
- преобладание организмов одного или нескольких видов (пшеница в поле);
- короткие цепи питания из – за небольшого числа видов;
- незамкнутый круговорот веществ вследствие значительного выноса органических веществ и изъятия их из круговорота в виде урожая;
- невысокая устойчивость и неспособность к самостоятельному существованию без поддержки человека.
Аквариум – модель экосистемы, ограниченное водное пространство. Три группы организмов, обитающих в аквариуме: производители органических веществ (водоросли и высшие водные растения); потребители органических веществ (рыбы, одноклеточные животные моллюски); разрушители органических веществ (бактерии, грибы, разлагающие органические остатки до минеральных веществ). Пищевые цепи аквариума:
Сапрофитные бактерии инфузория туфелька карась;
Сапрофитные бактерии моллюски;
Растения рыбы;
Органические остатки моллюски.
Моллюски очищают остатки аквариума и поверхность растений от разных органических остатков. Исключение моллюсков из пищевой цепи приводит к помутнению воды в результате массового размножения бактерий, а также выделения рыбами продуктов обмена и непереваренных остатков пищи.
3.4
Организация аквариума как одна из форм внеклассной работы.
К одной из форм внеклассной работы школьников относится кружковая работа юных аквариумистов. Изучая жизнь в аквариуме, который является моделью водоёма, учащиеся лучше понимают жизнь водных растений, моллюсков и рыб, а также их взаимосвязь. Уход за аквариумными растениями и рыбами дисциплинирует школьников и воспитывает у них трудовые навыки.