Научный взгляд на жизнь.
Только в середине XVII в. тосканский врач Франческо Реди
(1626-1698) предпринимает первые опыты по самозарождению. В 1668 г. он
доказал, что белые черви, которые встречаются в мясе, являются личинками
мух; если мясо или рыбу закрыть, пока они свежие, и предотвратить доступ
мух, то они, хотя и сгниют, но не произведут червей.
Сегодня опыты Реди выглядят наивными, но они представляли собой
первый прорыв фронта мистических представлений о формировании живых
существ.
Опыты по самозарождению жизни проводит и шотландский ученый Т. Ниидам
(1713-1781), но их опровергает итальянец Л. Спалланцани (1729-1799) как
совершенно нечисто поставленные. Сам Спалланцани проводит опыты, которые
подтверждают выводы Реди о роли стерильности при подобных экспериментах.
Почти через двести лет после Реди в 1862 г. великий французский
ученый Луи Пастер (1822-1895) публикует свои наблюдения по проблеме
произвольного самозарождения.
Он доказывает, что внезапное возникновение («спонтанное самозарождение»
) микробов в различных видах гниющих настоек или экстрактов не есть
возникновение жизни. Гниение и брожение-это результат жизнедеятельности
микроорганизмов, чьи зародыши внесены извне. Микробы—сложно устроенные
организмы и могут производить себе подобные существа, т. е. живое
происходит от живого. Как ученый, который доверяет только результатам
научных опытов, Пастер не делает глубоких выводов о происхождении жизни.
Однако его исследования окончательно разрушили вековые предрассудки о
спонтанном самозарождении.
Независимо от этого после опытов Пастера решение проблемы
происхождения жизни стало чуть ли не невозможным. Приверженцы религии с
облегчением вздохнули. Разумеется, сам Пастер никогда не утверждал, что
жизнь не может возникнуть первично. Но большинство его современников
именно так истолковали его опыты, принимая их за доказательство того,
что жизнь не может возникнуть из неживой материи. В связи с этим
известный английский ученый Дж. Холдейн отмечает: «По целому ряду
исторических причин христианская церковь приняла именно эту последнюю
точку зрения, потому что она, по мнению церкви, подчеркивала контраст
между духом и материей».
Уже установлено достаточно фактов, которые показывают, что
физико-химические условия океана не противоречат идее земного
происхождения жизни. Процентное содержание отдельных металлов одинаково
у бактерий, губок, растений, животных и в океанской воде.
Однако вернемся к началу XX в. Все большее число ученых склонно
признать, что проблема возникновения жизни не может быть решена наукой.
Основания для такого мнения налицо: тысячелетнее господство религиозных
мифов о сотворении мира и наивные представления о самозарождении
заменяются умозрительными гипотезами и новыми мифами о космическом
посеве. В научной среде в начале века остро реагировали на всякую
умозрительную попытку объяснить мир вокруг нас. Знаменитый английский
физик Резерфорд часто говорил: «Только бездельник говорит о Вселенной в
моей лаборатории!» Но человечество (за исключением, может быть,
представителей традиционного британского эмпиризма) не только с помощью
поэтов и философов, но и добросовестных ученых стремилось познать
Вселенную и жизнь как ее детище.
1 2