Система управления качеством производства косметической продукции
Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На современном этапе принята система, установленная в международных стандартах – ИСО серии 9000. Фундаментальным понятием в данной системе является понятие жизненного цикла продукции, как совокупности взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании (Брюханов В.А., 1996). Разработана модель обеспечения качества в виде непрерывной окружности, составляющими которой служат отдельные этапы жизненного цикла ( рисунок 2).
1. маркетинг
11.утилизация 2. проектирование и закупка
10. послепродажная 3.закупки
деятельность т 4.производство
9. техническое 5.проверка
обслуживание
8. эксплуатация 6. упаковка и хранение
7. реализация
Рисунок 2 - Модель жизненного цикла продукции (Лившиц И.М., 2004)
Эту модель раньше называли «петлей качества», а в последней версии ИСО 9000 – процессами жизненного цикла продукции. Важнейшее требование к системе состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы цикла. На этапе маркетинговых исследований осуществляется систематическая работа по изучению рынков сбыта, возможности поставки качественного сырья и вспомогательных материалов. На этапе проектирования и разработки новых видов продукции, выявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируются в конструкторскую и технологическую документацию, экспериментальный образец. В процессе закупок предприятие оценивает и выбирает поставщиков. В процессе производства осуществляется подготовка и обеспечение технологического процесса изготовления продукции, отработка и проверка параметров технологического процесса и овладения практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей в заданном объеме выпуска.
Проверка продукции включает в себя контроль, измерения и испытания, осуществляемые на всех этапах цикла. Заключительным этапом проверки является приемочный контроль, по результатам которого проводится стандартизация готового продукта. Распределение и реализация заключаются в закупке продукции оптовыми организациями с целью осуществления отпуска розничными организациями товаров покупателям. На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг.
На этапе эксплуатации к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать продукцию, зависит срок ее службы. На стадии утилизации разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды. Но на этом не заканчивается деятельность организации. Она начинает изучать потребности рынка, проводит маркетинговые исследования и приступает к разработке новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества – от этапа маркетинга до этапа утилизации.
Современная система основывается на двух подходах: технологическом и управленческом (Парций Я.Е., 2003). Первый предусматривает использование эффективных методов для оценки стабильности производственных процессов, обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции. Второй подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента.