Современное состояние стандартизации и оценка безопасности парфюмерно-косметической продукции
Качество косметической продукции сегодня необходимо рассматривать как результат рыночной политики самого предприятия, так как именно производитель отвечает за качество своего продукта.
За последние 4 года в России было забраковано 12% косметической продукции, представленной в органы стандартизации и сертификации (Вилкова С.А., 2003). 22,7% отрицательных результатов зафиксировано при микробиологических исследованиях. Авторы считают, что возможно, причиной этого стали несоответствующие санитарно- гигиенические условия на производстве, неэффективные консерванты или неверно установленные сроки хранения сырья. Известно, что установление сроков годности сырья по сертификатам и тарным этикеткам, как правило, никем не контролируется ( Баранникова О., 2002). Наш опыт показывает, что даже в случае применения в ходе технологического процесса эффективных консервантов может наблюдаться изменение органолептических свойств продукции в контрольных образцах. В настоящее время сам изготовитель определяет данные сроки. И, к сожалению, они не всегда реально соответствуют срокам установленным НД. Следует отметить, что отсутствие утвержденной методики по установлению сроков годности продукции усугубляет данную ситуацию.
Минздравом России разработаны и действуют методические указания по гигиенической оценке сроков годности пищевых продуктов. Госстандарт РФ рекомендовал (письмо № 330-8/1504 от 30 июля 2001 года) использовать основной порядок оценки сроков годности пищевых продуктов при определении периода хранения косметической продукции. Однако сама методика требует уточнений, введения в нее способов ускоренного старения. При разработке технических регламентов, с нашей точки зрения, необходимо включить подтверждение сроков годности парфюмерно-косметической продукции в число обязательных требований.
По мнению отдельных ученых (Вилкова С.А., 2003) оценка качества парфюмерной продукции отличается от оценки ее безопасности, как по процедурам, так и по применяемым методам. Авторы не могут согласиться с этим утверждением, так как сам процесс контроля качества и используемые для этой цели методы служат именно для обеспечения безопасности здоровья и жизни человека. Известно, что безопасность косметической продукции зависит от состава и качества сырья, вспомогательных материалов, соблюдения технологических параметров в ходе проведения производственного процесса, условий хранения, транспортировки и реализации продукции. Номенклатура показателей безопасности данной продукции и методы их определения регламентированы требованиями СанПиН 1.2.681-97 и нормативной документацией производителя.
Методы контроля качества парфюмерно-косметической продукции можно разделить на два класса: объективные и субъективные. К первым относятся физико-химические, микробиологические и токсикологические методы анализа. Ко вторым – органолептические, доклинические и клинические испытания. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» разрабатывается технический регламент, в который войдут показатели безопасности, содержащиеся в различных нормативных документах ( Аронов И.З.,Версан В.Г.,2003; Рахманов М.Л., 2003).
В результате анализа методов, применяемых для оценки показателей качества парфюмерной продукции, проведена их классификация ( рис.1).