Проблемы качества и безопасности парфюмерно-косметической промышленности
Современные производители косметики используют различные нормативные документы по качеству и безопасности в основном периода СССР, не вникая в их юридическую и практическую суть, в результате чего возникают серьезные проблемы и последствия низкого качества столь широко применяемой продукции. Проблема стабилизации и последующего развития экономики неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения рынка товарами высокого качества. В своем послании к Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание депутатов на серьезное отставание конкурентоспособности нашей продукции. По мнению зарубежных и отечественных специалистов по управлению, конкурентоспособность продукции на 70-80% зависит от ее качества. В подтверждении этого вывода следует заметить, что неценовые методы конкуренции, в которых основное внимание уделяется обеспечению рыночной новизны и повышению качества продукции, на современном этапе становятся преобладающими на мировых рынках. (Горболенко Е.А., Коровкин И.А. , 2000).
Анализ успешной экономической деятельности ведущих зарубежных парфюмерно-косметических фирм в условиях жесточайшей конкуренции и борьбы за потребителя показал, что все они достигли успеха благодаря продуманной целенаправленной работе в области качества, создания и внедрения эффективных систем менеджмента качества, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Эти системы позволили им реально запустить процесс непрерывного улучшения качества продукции, вовлечь в него весь персонал предприятия ( Маяцкая Т.В., 2003).
По данным ИСО в 2000 году в 150 странах мира функционируют 408631 предприятие, имеющее сертификаты соответствия согласно ИСО 9001, ИСР 9002 - в 158 странах. Распределение предприятий с международным сертификатом качества по регионам выглядит следующим образом: Европа-53,8%, Ближний Восток и Западная Азия-20,05%, Северная Америка-11,82%, Австралия и Новая Зеландия-6,68%, Африка и Западная Аия-4,94%, Центральная Америка-2,64%. Наибольшее количество сертифицированных компаний находится в Великобритании, Германии и США. В настоящее время в России зарегистрировано менее 1000 предприятий, имеющих сертификаты на системы качества. (Сергеев А.Г., Латышев М.В., Тегеря В.В., 2001).
Развитие международной торговли обусловило необходимость согласования требований к качеству продукции, оптимизации методов и правил оценки ее качества. А расширение научно-технических связей между странами потребовало установления стандартных единых определений, терминов и обозначений. Основной задачей центров Госстандарта России является коренное улучшение качества продукции, как основного пути повышения эффективности производства, снижения себестоимости, экономии денежных и материальных затрат. В 1968 году в России утвержден комплекс стандартов "Государственная система стандартизации" (ГОСТ 1-68), в котором регламентированы вопросы, касающиеся планирования работ по стандартизации, порядка разработки и внедрения стандартов, контроля за их соблюдением. ( Сорина И.М., 1990г.). Установлены следующие категории НТД: ГОСТ; ОСТ; РСТ; ТУ - технические условия. ГОСТ - высшая форма нормативно-технических документов, ОСТы, РСТ и ТУ не должны им противоречить. Стандарты и технические условия подвергаются научно-технической и правовой экспертизе, которая обеспечивает соблюдение законности при их разработке и утверждении (Брославский Л.И., 1987г.). В последнее десятилетие ТУ разрабатываются и утверждаются самими производителями, но при этом они должны быть зарегистрированы в региональных органах Госсанэпиднадзора и Госстандарта России.