Красные книги СССР и стран СНГ (союзных республик)
Нужно отметить, что качество картографических материалов всех без исключения изданий Красной книги в нашей стране было крайне низким. Распространение животных было показано как правило в одном и том же масштабе, что при колоссальном разбросе площади ареалов просто невозможно. Именно поэтому они были либо слишком обобщенными, либо чересчур «кружевными». Решение проблемы лежит как раз на региональном уровне, поскольку современные количественные данные о распространении животных могут быть получены только при работе непосредственно в местах их обитания. Следует отметить здесь и перспективы использования картографических методов при отображении данных не только о распространении животных, но и в разделе «местообитания».
Одним из центральных разделов красных книг любого ранга являются рекомендации по мерам сохранения вида. Именно в региональных книгах должны содержаться предложения о регламентации использования тех или иных редких в регионе животных, устанавливаться меры охраны местообитаний редких видов путем организации особо охраняемых территорий в ранге заказников разного типа. В заключение следует отметить, что идея Красной книги за 50 лет ее существования пустила в нашем обществе глубочайшие корни. Она как никакая другая, имеющая отношение к охране природы, популярна и понятна. Именно этим могло бы ограничиться ее позитивное значение в деле сохранения биоразнообразия. Однако, на самом деле, ведение Красной книги редких и исчезающих видов животных и растений стало реальным стержнем всей современной природоохранной деятельности - в первую очередь, конечно, научной, но также и организационной, управленческой и даже политической. Действительно, многие заповедники и другие охраняемые территории были организованы ради сохранения редких животных и растений, а необходимость сохранения редких видов зачастую диктует принятие тех или иных хозяйственных решений. В конечном итоге, именно отношение к проблеме сохранения редких животных и растений фактически стало зеркалом всей государственной деятельности в области сохранения биоразнообразия.
Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенные в Красную книгу РФ
П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 6 января 1997 г. N 13
В связи с Федеральным законом "О животном мире" Правительство Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить прилагаемые Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
2. Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды в I квартале 1997 г. разработать и утвердить порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13
П Р А В И Л А:
ДОБЫВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ВИДАМ, ЗАНЕСЕННЫМ В КРАСНУЮ КНИГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 "О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации", от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" и от 18 июля 1996г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными юридическими лицами и гражданами, а также лицами без гражданства на территории, континентальном шельфе и висключительной экономической зоне Российской Федерации.
2. Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (далее именуются - объекты животного мира), допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашнихживотных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.
3. Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. Рассмотрение заявления о выдаче разрешения и выдача разрешения осуществляются за плату.