Пути гуманизации современного высшего образования
Основой в воспитании этичного отношения к живому у учащегося наряду с родительской школой должен служить процесс гуманизации образования. Отказ от психологии пресловутого покорителя природы и замена ее сознанием ответственности человека за состояние природы как разумного и дальновидного хозяина - задача экологизации мышления современного человека [19]. Вместе с экологическим воспитанием как составляющим предмета экологии, введение биоэтики в образовательный процесс в Украине, на мой взгляд, должно способствовать развитию у школьников и студентов уважению к жизни - к животным, к природной среде, к человеку.
Для обработки содержательного курса биоэтики, методики ее преподавания и проведения обучения на современном уровне необходимо создать в передовых высших медицинских, ветеринарных и биологических заведениях отдельные кафедры, а для подготовки и профессионального совершенствования их работников – центральный институт биоэтики в системе Национальной Академии Украины [26].
Преподаватель биоэтики должен иметь своеобразное универсальное образование – он должен быть одновременно биологом, медиком и философом, так как в биоэтике тесно переплетаются знания по биологии, медицине, философии, теологии, этики, деонтологии, педагогики, юриспруденции. Такие знания можно получить только в специализированном высшем образовательном заведении, выпускники которого должны также работать и в органах управления здравоохранения, а также в правительственных структурах. Желательно перевести на украинский язык и издать упомянутую фундаментальную «Энциклопедию биоэтики» и другие важнейшие работы по проблемам этой науки.
По мнению Т.Н. Павловой, известного московского деятеля движения за права животных, автора пока единственной на просторах СНГ книги "Биоэтика в высшей школе”, задачей курса биоэтики для вузов является не только ознакомление студентов с современными этико-философскими концепциями, касающимися места и роли человека в природе, но и способствование формированию у молодого поколения этичного отношения к окружающему миру живого. А это, в свою очередь, поможет создать условия для превращения современного общества в общество без насилия, взаимоотношения в котором опираются на нравственные принципы. Другая задача курса - с помощью изменения менталитета молодого поколения способствовать сохранению цивилизации и жизни на планете, которая является единственной средой обитания человека и других существ.
Особенно важно развитие биоэтического мышления у студентов ветеринарных и биологических факультетов вузов, которым предстоит работать с животными или преподавать биологию. Помощниками в этом должны выступить руководство принципом «3 R» и использование альтернатив.
Имеет право на существование новый термин - ветеринарная биоэтика - принципы этичного отношения к животным ветеринарного специалиста [18]. Система подготовки ветеринарных специалистов за рубежом давно направлена на выпуск ветврачей, проникнутых важностью оказания помощи животному. В сельскохозяйственных вузах Украины подготовка ветеринарных врачей должна помочь будущим специалистам ориентироваться в их работе на потребности животного, видеть в них чувствующих существ, имеющих самостоятельную ценность, а не просто орудия удовлетворения потребностей человека. В центре внимания ветеринарного врача должно оставаться животное.
Система подготовки биологов также должна позволять воспитывать у будущих педагогов и исследователей уважение к любой жизни, предоставлять им свободу совести, развивать понимание животного и сочувствие к нему. Хотя отношение человечества в целом к животным во многом не отвечает принципам этики и биоэтики, каждый вклад в укрепление биоэтических взглядов приближает время их полной победы. Именно биологи и ветеринарные специалисты должны показывать путь к гуманизации отношений человека и животных.