Биоэтические комитеты в Украине и за рубежом
Основная роль в реализации современных правовых вопросов биоэтики сегодня основывается на деятельности биоэтических комитетов. Существующие в мировой практике этические комитеты действуют на двух уровнях – национальном и местном. В Украине на национальном уровне созданы: Комитет по биоэтике при Президиуме НАН Украины, Комитет по биоэтике при АМН Украины и этический комитет при МЗ Украины.
Деятельность национальных этических комитетов, как правило, посвящена решению этических вопросов глобального характера, выработке общих этических принципов, положений, протоколов; они также проводят экспертизу международных и многоцентровых научных исследований. Еще одной важной функцией национальных комитетов является осуществление диалога с общественностью, ее образование в области проблем биоэтики [10].
Работа местных биоэтических комитетов включает в себя реализацию основных принципов работы Национальных комитетов на региональном уровне. И если на сегодняшний день в Украине на местном уровне существуют комитеты, занимающиеся вопросами медицинской этики, то этика экспериментов на животных осталась практически в тени. Основную правовую и педагогическую работу в проблеме использования животных в высшем образовании должны вести комитеты при соответствующих институтах, ВУЗах. Таким образом, например, в Эстонии работает Комитет этики экспериментов над животными, который был основан в Университете г. Тарту в 1994г. Он состоит из 5 членов, представляющих университетские факультеты, где проводится практика с использованием животных (медицинский, биологический и факультет спортивных наук). Основной принцип работы комитета – это соответствие требованиям, изложенным в законе о благополучии животных Эстонии, Конвенции Европейского Союза и Европейской Конвенции защиты позвоночных животных для экспериментальных и других научных целей. Наиболее значимым результатом Комитет этики экспериментов над животными считает улучшение содержания животных в вивариумах начиная с 1995 года, а также преодоление несовместимости актов Эстонского правительства относительно регулирования экспериментов над животными в 2000 году.
Комитет этики экспериментов над животными эффективно сотрудничает с Эстонским обществом защиты животных в лабораторных экспериментах (основанным в 1997году) и значимыми Балтийскими и Скандинавскими организациями [11].
Минский государственный медицинский институт – еще один пример. Более
12 000 лягушек, тысячи грызунов и сотни собак шло ежегодно в жертву научных и учебных целей в МГМИ. В настоящее время здесь вообще не убивают животных при обучении студентов [22].
МГМИ прошёл сложный путь непонимания и сопротивления идеям гуманизма, первым шагом которого было создание “Проблемной комиссии по экспертизе использования животных в учебном процессе и научном эксперименте”. Основная цель Комиссии – экспертиза экономического обоснования и целесообразности проведения опытов. Был осуществлён пересмотр лечебных программ с целью замены демонстрационных опытов на животных альтернативными методами, особенно по кафедрам патофизиологии и оперативной хирургии.
В качестве примеров местных комитетов в ВУЗах Украины, занимающихся проблемами использования животных в процессе обучения можно привести Харьковский Государственный медицинский университет, Киевский Национальный университет им. Т.Г. Шевченко и Харьковский Национальный университет им. В.Н.Каразина. Хотя, с правовой точки зрения, комитетной, проводимую ими работу назвать нельзя из-за как такового отсутствия нормативно-правовых актов в законодательной базе Украины [12], они все же ведут автономную работу по введению гуманных принципов и правил в высшее образование. Важной в работе подобных коммитетов является поддержка со стороны международных правозащитных организаций. Так, в 2003 году „Международной Ассоциацией Против Болезненннных Экспериментов на Животных” [IAAPEA] ХНУ им. Г.С. Сковороды был выделен грант на приобретение компьютера с мультимедиа-альтернативами и создание Интернет-центра, а также грант на подготовку базы для обучения будущих специалистов по биоэтике [15,16]. Воспитание педагогов высшего уровня, а также Интернет-центр, по мнению Ассоциации, позволит уменьшать количество животных, используемых в биологии в школах и ВУЗах города на 10,000 в год [15,16].