Медицинская биоэтика.
Обсуждаемые выше сложные моральные вопросы о том, с какого момента зародыш можно считать живым существом и допустимы ли аборты, прежде всего относятся к пространству проблем, которое ранее входило в компетенцию медицинской профессиональной этики. Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в конце 60 – начале 70-х гг. Термин «биоэтика» предложен В.Р. Поттером в 1969 г. [А. П. Огурцов, 1994]. С момента своего возникновения, биоэтика развивается по двум основным направлениям. Одно из них самое обширное и дискутируемое, напрямую связано с медицинской практикой, с отношением «врач- пациент». Относительно темы СК – это их использование в лечении и возможность нанести вред пациенту. Противниками изучения и использования СК особо подчеркивается, что нанесение вреда регенеративными технологиями, уничтожающими человеческую жизнь на ранних стадиях развития, - реальность. Нанесение вреда регенеративными технологиями больному человеку на сегодня - возможность, так как врач-исследователь не в состоянии дать ответы на вопросы:
-как определить или задать нужную специализацию клеток и избежать их нежелательных превращений?;
-как будут вести себя СК, попав в больной (а не здоровый) организм?;
-как они найдут необходимую локализацию или попадут туда, куда требуется?
-приживутся ли они или вызовут в будущем нежелательные клеточные новообразования? [А. Георгиева, 2005]
С многих точек зрения, ограничения исследований СК по этим мотивам несостоятельны. Во-первых, наука, как известно не стоит на месте и то, что неизвестно сегодня станет известно при дальнейших экспериментах в лабораториях. Во- вторых, в большинстве стран сегодня существуют определенные законодательные правила выхода на рынок новых лекарственных препаратов и методов лечения, которые предусматривают много лет проверок, в том числе и на людях большое количество научных комиссий и государственных проверок, прежде чем начинать использование новых средств в широких масштабах. Использование СК в этом смысле сегодня – эксперимент, основанный на информированном согласии, СК здесь ничем не отличаются, например, от новых методик лечения раковых заболеваний. Конечно, не всегда можно быть уверенным в честности государственных лицензий и разрешений, но и медицина у нас к счастью еще не принудительная.
Второе направление связано с необходимостью для человечества ориентироваться в тех многочисленных моральных затруднениях, которые порождают взрывоподобный прогресс биологических наук и продуцируемых ими биотехнологий. Это аксиологические проблемы профессиональной деятельности, ряд социальных проблем, связанных с системами здравоохранения и этические регулятивы отношения к животным, и тот круг проблем, который ранее относился к экологической нише [А. П. Огурцов, 1994]. В исследованиях СК – это этические концепции «достоинства» и «святости» человека. Развитие технологий стволовых клеток воспринимается многими как покушение на таинства рождения и смерти, как унижающее человеческое достоинство, ведущее к инструментализации человеческого существа, изменению внутренней природы человека. И об этом в следующей главе.