Возникновение брачного ритуала в филогенезе.
Понятно, что брачное поведение состоит из серии реакций и не включает в себя ни предвидения целей, ни обдуманных действий для их достижения. Ещё Д. Хаксли в своих исследованиях обнаружил, что некоторые инстинктивные действия в процессе филогенеза приобретают символический характер, ритуализируются. Ритуализация – это процесс утраты первоначальной функции действия и превращение в символическую церемонию, являющуюся новым инстинктом. Именно путём ритуализации в процессе эволюции возникли брачные игры животных. Например, у самок египетских гусей натравливание содержит ярость в сочетании со страхом, а у нырков натравливание это церемония, которая является частью брачного поведения и не содержит ни ярости не страха. У кур кудахтанье в процессе эволюции путём ритуализации превратилось вместо угрозы в сигнал сексуального характера.
К. Лоренц приводит для рассмотрения образования брачного ритуала пример с мухами. Самки ктыри («мухи-убийцы») больше по размеру, поэтому ей не составляет трудности съесть самца (толкунчики – мухоядные мухи), поэтому самцу приходится занять её чем-нибудь. Самец непосредственно перед спариванием приносит ей в дар насекомое, такое по размеру, которое самка будет есть в течение всего спаривания. Такое поведение сформировалось под давлением опасности для жизни самца. Близкородственный ктырям вид – северный толкунчик(«танцующие мухи») – не мухоядный, но церемония вручения дара у особей этого вида не исчезла. Это говорит о том, что из жеста смущения и страха возник филогенетический ритуал. Этот ритуал не имеет того значения, которое имело дарование у ктырей. Самцы ткут красивые белые шары, которые зрительно привлекают самку (о роли зрительного привлечения уже говорилось выше). В эти шары они заворачивают маленьких насекомых и преподносят их самке, которая кроме свадебного пира никогда больше насекомых не ест. Самцы иногда вообще не кладут насекомое внутрь шарика, но самки при этом все равно принимают дар без всякой агрессии, что и подразумевается под филогенетически возникшим ритуалом.
Возникновение новых наследственных реакций играет огромную роль в образовании ритуала. Такая чёткая последовательность отдельных действий это и есть новый инстинкт, который может выступать наряду с основными инстинктами(питание, размножение, бегство, агрессия). Брачные танцы - это ритуал, в котором не только поступает ряд инстинктивных стимулов, но и производится ряд ответных реакций на эти стимулы. Стимулирующая ситуация, которая определяется ответным поведением сородича, превращаясь в автономный ритуал, становится такой, к которой стремятся ради неё самой, то есть из средства становится целью.