Филогенез временных связей
Если наблюдать за поведением пчел, то можно также разложить это поведение на составляющие - безусловные и условные рефлексы. Так, пчелы-разведчицы, обнаружив в определенном месте клеверное поле, запоминают его местонахождение по пространственным ориентирам, то есть с помощью условнорефлекторных механизмов. Прилетев в улей, пчела-разведчица исполняет танец, рисунок которого содержит информацию о том, что найден источник нектара. Этот танец, являясь способом передачи информации, то есть образным языком, понятен всем пчелам, поскольку он по своей природе - врожденный и имеет смысл сигнала мобилизации. Пчелы всем роем летят вслед пчелой - разведчицей на клеверное поле, нагружаются нектаром и летят в улей, запоминая по механизму условных рефлексов, то есть по пространст 43
венным ориентирам, местонахождение поля. Когда клевер отцветает, то пчелы, продолжая его посещать, не получают привычного подкрепления, что приводит к угашению двигательных рефлексов, связанных с посещением этого конкретного места, и пчелы перестают его посещать. И опять пчелы-разведчицы, обнаружив на этот раз цветущие липы совершенно в другом месте, запоминают их местонахождение (условные рефлексы), исполняют мобилизационный танец перед всем роем (безусловные рефлексы), и все пчелы летят в новом направлении, собирают нектар с цветущей липы и запоминают местонахождение цветущих деревьев (условный рефлекс). Таким образом, на примерах всего лишь одной формы поведения - пищедобывательной, видно, что переплетение условных и безусловных рефлексов, образуя так называемый биокомплекс активности (Промптов) или унитарную реакцию (Крушинский), способно обеспечивать гибкое адаптивное поведение живых организмов.
В поведении животных условные и безусловные рефлексы не механически соединяются друг с другом, а способны оказывать влияние друг на друга. Так, показано, что врожденная гнездостроительная деятельность у птиц идет успешнее с привычным партнером и нарушается с новым. Условные двигательные рефлексы, вырабатывающиеся у канарейки при помещении в ее клетку веточек со сложными развилками, способствуют улучшению качества гнезда, который строится канарейкой в период размножения, то есть условкорефлекторные двигательные навыки улучшают врожденный гнездостроительный рефлекс.
Изучение пения птиц показало, что характерные для каждого вида птиц песни представляют собой итог взаимодействия безусловных и условных рефлексов. Врожденной является некая музыкальная основа песни, то есть приблизительный ее ритм и мелодия, которые в ходе подражательных условных рефлексов превращаются в типичную песню зяблика или соловья. Потому, если птенец зяблика слышит соловьиную песню, то он в какой-то мере способен обучиться соловьиному пению, но легче всего он обучится пению своей родной зябличьей мелодии. Любители соловьиного пения знают, что есть отличия в пении соловьев разных мест («курские, орловские» соловьи), что отражает наслоение на общую врожденную основу местных особенностей пения, которым и обучаются подрастающие птенцы.