Главные направления в эв-ции мозга.
Развитие мозга – главное направление эв-ции человека. Без этого у него не появилась бы речь и абстрактное мышление. Человек не смог бы овладеть способностью создавать, накапливать и передавать культуру из поколения в поколение.
Изменение объема черепной коробки от гоминид до современного человека. (человек умелый 640-800 см, неандерталец 1350 см, европеец 1350-1480 см). За 0,5 млн. лет при переходе от человека прямоходящего (питекантроп и синантроп) к неандертальской ветви Homo sapiens мозг увеличился с 900-1400 см на треть. За последние 100 тыс. лет объем мозга не изменился, но совершенствование человеческого разума продолжалось за счет других структурных и функциональных изменений (складки, извилины, увеличение объема ассоциативных зон). Отличие от животных: мозг может воспринимать и использовать символы: разрастание аксонов и увеличение контактов между церебральными клетками. В итоге: улучшение питания мозга, увеличение числа связей, разложение восприятия.
В коре 14 млрд. нервных клеток, каждая имеет 5 тыс. контактов с другими – такая интегрированность в работе мозга формирует сознание человека.
Человек отличается от животных тем, что он рождается с мозгом, не завершившим морфологического и функционального развития. В нем созревают лишь наиболее древние системы. За период внутриутробного развития мозг человека развивается хуже, чем у животных, зато он дозревает под влиянием изменяющейся среды. Если бы череп и дальше увеличивался, то ни мать, ни ребенок не перенесли бы роды.
Первобытная женщина из-за большого таза не могла быстро бегать – зависит от самца в добывании пищи. Эволюция нашла компромисс: увеличение мозга после рождения (объем мозга новорожденного=25% от взрослого). У шимпанзе=65% взрослого; у австралопитека=40-50%; у прямоходящего (питекантроп и синантроп)=30%. Тенденция эта оказалась направляющей в становлении человека, как наиболее прогрессивного вида на Земле.
Ребенок выглядит преждевременно рожденным – неотения, незарастание лобного шва – череп и мозг могут увеличиваться.
При гипоморфозе происходит недоразвитие тех признаков организации, кот. появляются в филогенезе позже всего, т. е. наиболее специальных. Гипоморфоз связан с утерей многих признаков специализации. «Открытая программа» - важно для человека, живущего в быстро изменяющейся среде, где выгодно обучаться новому, нежели унаследовать старые признаки и навыки.
Растущий и развивающийся мозг (после рождения) лучше воспринимает информацию об окружающей среде и способен аккумулировать основы культуры, которая является главной адаптацией человека – в мозге человека интеллект превалирует над инстинктом, а унаследованная от предков программа сменилась индивидуальной способностью к обучению. У недоношенных детей выражена ускоренная выработка условных рефлексов на различные раздражители (свет, звук) и других приспособительных реакций. У глубоко недоношенных детей долгое время нет способности к проявлению приспособительных функций – т. к. у них низкий уровень пластичности еще не сформировавшихся нервных центров.
Информация о внешнем мире лучше записывается на развивающийся мозг (у животных это импринтинг). Если мозг не получит информацию в определенный период (развития детей), то утратит способность воспринимать ее вообще. Пример: обучение речи 2-13 лет. Зоны, воспринимающие речь, окажутся занятыми другими функциями. Синдром Каспара – мальчик воспитывался в изоляции. Способность к обучению детского мозга обусловлена генетической программой онтогенеза или индивидуальным развитием человека. Человеку невыгодно унаследовать навыки и умения от предков, т. к. они могут оказаться вредными в изменившихся условиях среды. Удлиненное биологическое детство.