Роль труда в процессе превращения обезьян в человека. культура – социальная наследственность человека и главная его адаптация.
Отличия человека: вертикальное положение тела, прямохождение, развитие ГМ и черепа, особенность строения рук. Физиологически: особенности ВНД, связанной с наличием у него второй сигнальной системы. Энгельс: основным фактором исторического развития человека является его трудовая деятельность. Человек своей деятельностью регулирует обмен веществ между природой и собой. Характерная черта человеческого труда – человек сам создает орудия труда, к чему не способны животные. Энгельс: труд – основное условие всей человеческой жизни. Решающий шаг перехода от обезьяны к человеку: когда предки стали отрывать руки от земли и перешли к прямохождению – освобожденная рука стала развиваться под влиянием трудовой деятельности – становление человека. (рука – орган труда и продукт труда) – развитие трудовой деятельности у предков способствовало тесному сплочению членов общества на фоне совместного трудового процесса. Необходимо обмениваться звуковыми сигналами – преобразование недоразвитой гортани обезьян, ротовой аппарат стал произносить членораздельные звуки. Возник язык под действием трудового процесса. Параллельно шло развитие мозга и органов чувств в их взаимной связи (развитие слуха параллельно речи; осязание параллельно развитию руки). Развитие мозга – труд и речь. Возникло общество со своим трудом. Первые орудия: охоты и рыболовства – они же оружие. Переход от растительной к животной пище – сокращение процессов пищеварения, т. к мясо уже содержит вещества, важные для обмена веществ. Энергия может расходоваться на другие процессы.
Мясная пища привела к использованию огня и приручению животных. Охота, скотоводство, земледелие, изготовление тканей, обработка металлов, гончарное производство и др. появляются искусство и наука.
Основные факторы в процессе превращения обезьяноподобного предка в человека были:
Развитие руки как органа труда, способного производить сотни разнообразных движений, недоступных обезьянам.
2
.Речь как средство общения людей и создания общества.
3
. Высокое развитие ЦНС и ВНД – все это результат процесса труда. Производство орудий труда – грань, отделяющая человека от предков. Все дальнейшее развитие человека связано с совершенствованием процесса производства, приведшего человека к власти над природой (человек перестал пассивно приспосабливаться к ее условиям). – этим он тоже отличается от животных и этим он обязан труду.
Концепция культуры
: изменение условий среды вынудило животных приспосабливаться к новым средам.(расширение саванных биотопов). Тип пищи саванн: жесткие травы и семена – размеры тела их увеличились, зубная система адаптировалась к грубой растительной пище, увеличилась продолжительность жизни и репродуктивный период. Но они не могли выдержать конкуренции с другими травоядными, приспособившимися к открытым пространствам саванн (слоны, жирафы, свиньи, антилопы в Африке). Большинство приматов вымерло: гигантопитеки, сивапитеки и другие миоценовые обезьяны. Сохранились лишь гориллы – растительноядные. Другая группа приматов приспособилась к животной пище – двуногая походка, рука, способная хватать и бросать камни и палки, развитый мозг и культура изготовления орудий охоты. Преадаптации к использованию предметов, для добывания пищи имелись и у приматов.
Техника разбивания орехов отличается у разных обезьян, как и способы охоты или манера промывки риса и фруктов. Подобное поведение, передаваемое путем обучения, подражания и копирования можно рассматривать как преадаптацию к культуре.
«Культура» - идея развития, совершенствования того, что дано человеку от природы. Включает в себя то, что создано, улучшено, изменено самим человеком, в отличие от того, что сотворено природой. Культура – совокупность не только духовных, но и материальных ценностей (Маркс), созданных человеком в процессе общественно-исторической практики. Культура – комплекс: вера, искусство, мораль, нравы и другие способности, возможности и навыки, приобретенные человеком, как членом общества. Состоит из ремесел, орудий, утвари, институтов, ритуалов, игр и т. п. Любой антропологический тип людей имеет характерную культуру . обезьяны превратились в человека: когда оставили палку и усовершенствовали ее, когда возникла личная и частная собственность и когда они осознали свое «Я». Популяция архантропов (обезьянолюдей) – в человеческое общество, когда накопленный индивидуальный опыт стал передаваться из поколения в поколение и т. о. становился общественным опытом, т. е. культурой. Содержание этого опыта: способность изготавливать и использовать орудия для добычи средств к существованию, для добычи и приготовления пищи, для изготовления одежды, для строительство жилья. Культура – антропологическое понятие, которым определяют тип жизнедеятельности на разных этапах эв-ции. Культура – биологическое явление, т. к. является продуктом эволюционного процесса. Культура – это новый вид биологической адаптации с негенетическим способом наследия. Но элементы преадаптации наблюдаются и у животных. Передача сведений из поколения в поколение существует и у муравьев, кот. сохраняют неизменность сеть дорог на территории своих охотничьих угодьев. Если отловить всех фуражиров муравейника и нарушить сеть их коммуникаций, то новые рабочие не смогут ее восстановить. Такая социальная преемственность основана не на генетической наследственности, а поддерживается индивидуальным опытом, передаваясь из поколения в поколение. Для культуры характерен горизонтальный перенос признаков. Животные обучаются не только у собратьев, но и у человека.
1 2