Принцип градации форм
Разрабатывая естественную систему животного мира, Л. выделяет 14 классов животных вместо 6 линнеевских и располагает их так, чтобы между самым примитивным из них (класс инфузорий) и самым высокоорганизованным (класс млекопитающих) последовательно расположились все остальные классы в порядке усложнения их организации. Со времён Линнея порядок расположения классов животных был диаметрально противоположным: он начинался с млекопитающих и кончался наиболее низкоорганизованным классом червей. Л. обращает внимание на то, что если следовать такому (линнеевскому) размещению классов, то при обзоре системы животных наблюдается деградация и упрощение организации. Наоборот, при том направлении, в котором он размещает свои 14 классов, мы являемся свидетелями усложнения организации – градации, которая носит ступенчатый характер. 14 классов размещаются на 6 ступенях, при чём каждая из них, по мысли Ламарка, отличается от предыдущей усложнением в строении основных систем органов – нервной и кровеносной.
14 Млекопитающие 13Птицы. Нервы сходятся в головном мозге, заполняющем всю полость черепа; сердце с 2 желудочками; кровь горячая.
12 Рептилии 11 Рыбы Нервы сходятся в головном мозге, не заполняющем всю полость черепа; сердце с 1 желудочками; кровь холодная.
10 Моллюски 9 Усоногие 8 Кольчецы 7 Ракообразные. Для дыхания служат жабры, для кровообращения - артерии и вены.
6 Паукообразные 5 Насекомые. Дыхание трахейное. Кровообращения нет или оно несовершенное.
4 Черви 3 Лучистые. Нет ни продольно-узловатого мозга, ни кровеносных сосудов. Кроме органов пищеварения имеются и другие внутренние органы.
2 Полипы 1 Инфузории. Нет ни нервов, ни сосудов и никаких внутренних специальных органов, кроме пищеварительных.
В мире растений также существует единый ступенчатый ряд, в котором группы располагаются по мере усложнения их организации. Такой ряд (градация) как в животном, так и в растительном мире начинается с простейших и кончается наиболее совершенными живыми телами. Данный порядок отражает процесс исторического развития органических форм от простых к сложным, от низкоорганизованных к высокоорганизованным.
Н-р: Грудина птиц расширилась и приобрела киль, т.к. к ней прикрепились мощные мышцы.
Змеи ползают и прячутся, поэтому исчезли конечности.Белки-летяги – постоянные прыжки – возникла перепонка между конечностями.
Вытягивание шеи у жирафов.
доказательства эв-ции
Л. как и другие ранние эволюционисты вынужден только постулировать необходимость изменения органических форм, прямых доказательств существования в природе эв-ции не было. Все доказательства были натурфилософскими.Но Л. создал целостную концепцию эв-ции, содержавшую описание как предпосылок (изменчивость и наследственность) и причин эв-ции (внутренний закон прогресса и изначальная целесообразность при реагировании на изменение условий). Движущая сила эв-ции
– нематериальная субстанция(типичные натурфилософские рассуждения).
Эволюция была для Л. бесспорным, неоспоримым суждением.
4. Причины эв-ции по Ламарку
Значение внешней среды для эв-ции растений и животных.
Итак, под влиянием тепла, света, электричества и влажности самопроизвольно зарождались наиболее простоорганизованные формы. В дальнейшем шло усложнение их организации в силу установленного творцом порядка градации. Однако этот порядок мог бы осуществляться без нарушений только в том случае, если бы была создана однородная по составу среда. На самом же деле среда крайне разнообразна; разнообразны и её влияния на живые существа. Поэтому теперешнее состояние животных, с одной стороны, есть результат нарастающей в силу закона градации сложности организации, а с другой стороны, результат влияния внешних обстоятельств, нарушающих правильный ход градации.
1 2