Cистема природы К. Линнея.
Проблема вида
- одна из сложнейших в биологии, полностью не разрешенная и поныне. Каждая эпоха выдвигала собственные представления об этом понятии.
Представление о виде как о биологической категории обязано своим возникновением Дж. Рею
(1628-1705). Дж. Рей
объединял особи в виды исходя из двух признаков - внешнего сходства и способности размножаться, скрещиваясь между собой и передавая свои признаки потомкам.
К. Линней развил идею о виде; утв-я, что вид - универсальная, объективно существующая в природе категория. Основным критерием вида считал морфологическое сходство
- организмы, отнесенные к одному виду, не должны отличаться друг от друга более, чем различаются дети одних родителей; они также должны воспроизводить свои признаки в потомстве. К. Линней полагал, что в большинстве своем виды устойчивы и неизменны, хотя изредка новые виды могут возникнуть в результате гибридизации уже существующих. На практике теоретические рассуждения К. Линнея преломлялись в типологическую концепцию вида: для того, чтобы отнести данный организм к тому или иному виду, его необходимо было сличить с типовыми образцами оных, хранящимися в музеях.Более широкое изучение изменчивости в природе привело к пониманию того, что не всегда виды легко различить, исходя лишь из сравнения внешних признаков.
Лестница существ Шарля Боннэ. Жорж Бюффон и его «Естественная история»
Важное значение имел вопрос о последовательности природных тел. Значительный вклад в формирование идеи последовательности природных тел принадлежит Ш. Боннэ и Г. Лейбницу. В России эту идею поддерживал А. Н. Радищев. Не имея достаточных знаний об организмах, Ш. Боннэ, Г, Лейбниц и другие натуралисты того времени возродили аристотелевскую "лестницу природы". Расположив на ней организмы по ступеням (на главной ступени оказался человек), они создали "лестницу существ, в которой имелись непрерывные переходы от Земли и камней к Богу. Ступеней в лестнице было столько, сколько есть животных. Отражая мысль о единстве и связи живых форм, об усложнении организмов, "лестница существ" в целом явилась порождением метафизического мышления, ибо ее ступени отражали простое соседство, но не результат исторического развития.
В 1749 г. Начинает выходить многотомная «естественная история» Ж. Бюффона (до 1788 вышло 36 томов), в которой он обосновывает гипотезу о развитии Земли. По его мнению, это развитие охватывает 80-90 тыс лет (в неопубликованных записках он приводит цифру даже в 500 тыс лет), но лишь в последние периоды на Земле появляются из неорганических вещ-в живые организмы: сначала растения, потом животные и человек. Ж.Бюффон видел доказательства единства происхождения в плане строения животных и объяснял сходство близких форм их происхождением от общих предков. Он стоял на позициях трансформизма – учения об изменяемости видов.
Ж. Бюффон (
1707-1788) предложил использовать критерий нескрещиваемости: особи, дающие при скрещивании плодовитое потомство, принадлежат к одному виду, не дающие такового - к разным. Подход имел недостатки - в искусственных экспериментальных условиях могли скрещиваться и представители достаточно далеких друг от друга групп; зато, спорные переходные формы при этом удавалось включить в границы одного из видов.
Развитие идеи трансформизма, т. е. возможности превращения одних групп организмов в другие, связанное с именами Ж. Бюффона, Э. Жоффруа Сент-Илера и др. привело к отрицанию реальности вида. Сторонники номиналистической концепции утверждали, что в природе существуют лишь особи, а виды, равно как и рода, семейства и пр. - плод фантазии систематиков, впрочем, достаточно удобный с практической точки зрения.
Семинар №2.
1 2