Представления о природе в Древнем мире.
Проблемы происхождения и эв-ции жизни на Земле принадлежали и принадлежат к числу величайших проблем естествознания. Эти проблемы привлекали к себе внимание человеческого ума с самых незапамятных времен. Они являлись предметом интереса всех философских и религиозных систем. Однако в разные эпохи и на разных ступенях развития человеческой культуры проблемы происхождения и эв-ции жизни решались по-разному.
Древние натуралисты
оставили обширные списки названий животных, растений и минералов. Нередко дана уже классификация живого, н-р, шумеры делили животных на пять групп, исходя из количества конечностей - рыбы, членистоногие, змеи, птицы и четвероногие. В письменных источниках приводятся данные об особенностях строения, внешнего облика, образа жизни, полезных свойствах живых существ. В египетском "папирусе Эберса" (1500 лет до н.э) можно встретить описание развития мясной мухи из личинки, жука-скарабея из яйца, лягушки из головастика.
Биология как наука
родилась в Древней Греции. Ее основателем считают крупнейшего греческого философа Аристотеля
(384-322 гг. до н.э.), в трудах которого с исчерпывающей полнотой изложены биологические представления Античности. Становление биологии шло рука об руку с развитием медицины. Гиппократ(ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э., Др. Греция) и К. Гален
(129-201 гг. н.э., Др. Рим) внесли весомый вклад в развитие анатомии и физиологии человека. Самыми древними взглядами на природу были мистические, по которым жизнь связывали с силами природы. Но уже у самых истоков культуры в древней Греции на смену мистическим истолкованиям природы приходят начала других представлений. В тот период возникла и стала развиваться доктрина абиогенеза и спонтанного самозарождения, в соответствии с которой признавалось, что живые организмы возникают спонтанно из неживого материала. Тогда появились и эволюционные идеи. Н-р, Эмпедокл(490-430 гг. до н. э.)считал, что первые живые существа возникли из четырех элементов мировой материи (огонь, воздух, вода и земля) и что для природы характерно закономерное развитие, выживание тех организмов, кот. наиболее гармонично (целесообразно) устроены. Эти Мысли были очень важными для дальнейшего распространения идеи о естественном происхождении живых существ. Демокрит
(460-370 гг. до н. э.) считал, что мир состоит из множества мельчайших частиц, кот. находятся в движении, и что жизнь является не результатом творения, а результатом действия механических сил самой природы, приводящих к самозарождению. По Д. самозарождение живых существ происходит из ила и воды в результате сочетания атомов при их механическом движении, когда мельчайшие частицы влажной земли встречаются и соединяются с атомами огня. Самозарождение представлялось случайным процессом.
Предполагая, что черви, клещи и другие организмы возникают из росы, ила, навоза, волос, пота, мяса, моллюски из влажной земли, а рыбы из морской тины и т. д., Платон
(427-347 гг. до н. э.) утверждал, что живые существа об-ся в р-те соединения пассивной материи с активным началом (формой), представляющим собой душу, которая затем движет организмом.
Аристотель
(384-322 гг. до н. э.) утв-ал, что растения и животные возникают из неживого материала. Н-р, что некот. животные возникают из разложившегося мяса. Признавая реальность материального мира и постоянство его движения, сравнивая организмы между собой, А. пришел к заключению о "лестнице природы", отражающей последовательность организмов, начинающуюся с неорганических тел и продолжающуюся через растения к губкам и асцидиям, а затем к свободно живущим морским организмам. Но, признавая развитие, А. не допускал мысли о развитии низших организмов к высшим.Взгляды А. оказали влияние на века, ибо последующие греческие и римские философские школы полностью разделили идею самопроизвольного зарождения, которая все больше и больше наполнялась мистическим содержанием. Описания различных случаев самозарождения даны Цицероном, Овидием, Сенекой, Плинием, Плутархом и Апулеем. Идея изменяемости прослеживается во взглядах древних философов Индии, Китая, Месопотамии, Египта. Раннее христианство обосновывало доктрину абиогенеза примерами из Библии. Подчеркивалось, что самозарождение действует от сотворения мира до наших дней.